Я люблю и поэтому хочу, чтобы ты мог быть.
Августин
Традиционно введение в тему любви давала религия. А сегодня кажется, что такое введение дает телевизор. И вот эта ситуация она как бы человека отбрасывает на самого себя: он должен как-то сам для себя открыть и найти, что такое любовь. Может быть, эти мысли помогут нам более глубоко взглянуть на этот феномен.
Любовь — это отношения. Это гораздо больше, чем просто отношения. Любовь — это встреча.
ОТНОШЕНИЯ есть некоторая связь. Они возникают в тот момент, когда я вижу другого человека. В этот момент я веду себя по-другому, я принимаю во внимание другого человека. Я соотношу свое поведение, свою жизнь с другим. Если, например, человек сидит на стуле, я не могу просто взять и сесть на стул, потому что он там уже сидит.
Это есть некоторая основная форма отношений, в которой мы находится просто по своей природе. И я не свободен здесь. Вот то, как я это отношения строю, как я с этим живу – вот здесь есть свобода. Но то, что другой человек есть, и он существует — это дано.
Но отношения имеют еще одну характеристику. У них есть длительность, которая никогда не прекращается. Если я с каким-то человеком встречаюсь, у меня есть какая-то история отношений. Всегда, когда я его встречаю вновь, получается, что я уже однажды с ним встречался. И история наших отношений накладывает отпечаток на наши будущие отношения. История отношений становится неотъемлемой частью отношений. Всё, что между нами происходило, оно сохраняется. Каждая обида, каждая радость, каждое разочарование, каждая сексуальность, всё. Поэтому очень важно подходить к отношениям ответственно. Что однажды произошло — останется.
Отношения питаются через время, которое люди друг с другом проводят, и через близость.
Люди вступают в отношения просто по факту своего присутствия в пространстве. Но наряду с тем, что происходит автоматически, есть еще некая свобода: я могу либо войти в эти отношения, либо воздержаться от них, закрыться. Чтобы питать отношения, нам нужно время, время друг для друга. Время для любви — то же, что солнце и водя для растений.
То же самое с близостью. Близость так же питает отношения. Кто хочет выстраивать отношения, тот ищет близости с другим.
ВСТРЕЧА — это точечное событие на линии времени. Потому что встречи происходят всегда внутри отношений. Встреча точечна. Она связана с мгновением. Если я встречаю тебя, во встрече я вижу тебя как личность, персону. Мы в диалоге. Происходит некоторый обмен. Затем мы прощаемся. Благодаря каждой встрече отношения изменяются. Если это сильные отношения, то даже при малом количестве встреч, отношения сохраняются, но они не актуализируются без момента встречи.
Что характерно для любви, которая выходит за рамки просто отношения и встречи? Что мы переживаем, когда мы любим?
(.)Переживание ценности: нам нравится этот человек, он значит что-то для нас, наше сердце привязано к нему, нас притягивает. Это относится не только к любви к другому человеку, но вообще к любви — к музыке, искусству, психологии. Например, когда я слушаю музыку, и я понимаю, что эта музыка хочет мне сказать, что она значит для меня. В чувствовании я открыт и даю чему-то действовать на меня. Я даю этому нечто что-то делать со мной. Я позволяю музыке запечатлеть свою гармонию, свою красоту во мне. И я перенимаю этот звук из музыкальной гармонии в мое сердце. Я даю чему-то подойти к своему сердцу. Что-то движется во мне. Чувства пробуждают во мне мою жизнь. Я переживаю, как другой человек касается меня, как будто он дотрагивается до моего сердца и поглаживает его. Это все так касается меня, что мое сердце начинает прыгать.
(.)Прикосновение ценности другого ко мне, чувство глубокой обращенности ко мне, переживание резонанса и трепета. Ты касаешься меня. Ты интересен для меня. Где-то в глубинных основах мы родственны. Мы не знаем как, но мы начинаем любить. Мы видим в другом его максимально возможную ценность. Не только то, что он есть, но то, что он может быть, что в нем еще дремлет. Мы видим то, что из него может стать. В любви мы видим человека в его потенциальности.
Если мы любим, то мы хотим способствовать развитию этих потенциалов, хотим пробуждать их. Любящий чувствует: мы принадлежим друг другу. Если я с тобой, то я думаю, что тебе хорошо, что я причиняю тебе благо, что это благотворно для твоего потенциала. И твоя близость, твое присутствие делает мне хорошо. Мы можем быть самими собой.
Любить — значит видеть человека таким, каким его задумал Бог.
Ф.М. Достоевский
(.)Позиция «хорошо, что ты есть». Именно такой, как есть. Другой не совсем идеален. Человек ждет тайком: может быть, он что-то еще лучше встретит. А любящий хочет активно поддержать другого человека в его жизни, в его бытие, он хочет другому добра, стремится защитить его от страданий. Хочет, чтобы тот развивался, и чтобы качество его жизни повышалось. Это делает любовь порождающей, продуктивной. Любовь становится основой для общего будущего. Поэтому в любви содержится момент решения: вместе мы можем больше, чем поодиночке.
(.)Любовь хочет воплотиться в почве, осуществиться в реальности, материализоваться. Любовь интимна, принадлежит только нам двоим, она не публична, ее место под покровом стыда. Вместе с тем, мы хотим, чтобы она могла осуществляться в этом мире, проявляться в общественности, проживаться в совместности. Что мы делаем, когда любим? Дарим цветы, подарки, готовим друг другу что-то. Человек хочет жить для другого человека. По крайней мере, в какой-то своей части. В партнерской любви любовь желает сексуальности. Любовь не хочет оставаться только в мечтах, фантазиях.
(.)Любовь хочет истины. Любовь не выносит лжи. Когда мы любим, мы легче верим другому человеку.
(.)Любовь хочет будущего: длительности, сохранения. Мне хорошо с тобой, я хочу, чтобы это дальше продолжалось
(.)Любовь хочет стать продуктивной, принести плоды. Что мы вместе что-то делаем, даем чему-то возникать. И, естественно, что любовь хочет рождать. Не только детей. Это может быть какая-то задача, искусство, общий праздник жизни. Сексуальность означает, что телесное сочетается с психическим, это радость переживания жизненной силы через чувственную плоскость. То, что мы переживаем от другого, становится целостным.
ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ?
Потому что находим в другом что-то подобное нам (нарциссическая составляющая любви)? Или наоборот, потому что мы различны (некоторое восполнение и рост)? Насколько я знаю, психология эту дилемму до сих пор не разрешила.
Другой, с одной стороны, другой, а с другой стороны, в глубине своей – он такой же, подобный. Поэтому любовь — это открытость по отношению к себе самому. Если я принял самого себя — я могу принять так же и тебя, другого. Мне необходимо отношение к самому себе, и это открывает мне доступ к другому.
Но и наша любовь к самим себе раскрывается только тогда когда другие нас любили. Благодаря любви других я могу найти путь к любви к самому себе. Родители меня любят несмотря ни на что, даже если я плохо себя веду, это дает мне осознание, что во мне есть что-то такое ценное, что достойно любви.
Счастье в любви означает, что я узнаю, что кто-то разделяет меня со мной. Это значит, что кто-ото приглашает меня быть с ним. Переживать другого полно. Если я готов принять это приглашение, тогда я действительно люблю. И тогда любовь действительно становится страстью.
Есть очень мало людей в мире, который идеально подходят друг другу. Идеалов в жизни вообще не бывает, только в фазе влюбленности. В фазе влюбленности проблем нет, я не вижу теневых сторон, я общаюсь со своими фантазиями. Любовь — видящая, она видит существо другого.
И она делает меня готовым на страдания. Любовь порождает страдания, очень многообразные страдания. Она вызывает тоску, которая может сжечь наше сердце. Из неисполненности, из ограниченности мы можем причинять друг другу боль. Даже не желая этого. Если я страдаю, любящий страдает со мной. Страдание в любви всегда разделенное страдание. Мне не может быть хорошо, если плохо моему любимому. Или мы можем страдать от огня любви, от этого жжения, томления единства, томления в желании слиться, которое никогда не может быть исполнено полностью. В конечном счете,
мы разделены. Есть некоторое неравенство между нами. При всем резонансе, симпатии, другой все-таки не я, не идентичен со мной. Он никогда не может соответствовать мне во всем и полностью, он не я.
Источник с переработками